Значение праздника
В Рождестве Пресвятой Богородицы Церковь и святые отцы прославляют великую степень приближения Божества к благодатному единению с человечеством в лице Девы, рожденной по обетованию Божию.
Святой Андрей Критский называет этот праздник началом праздников, дверью к благодати и истине. "В Рождестве Божией Матери, - говорит святой Андрей Критский, – Создателю всего устроился одушевленный храм, и тварь уготовляется в новое Божественное жилище Творцу".
Из проповедей разных лет
Митрополит Вениамин (Федченков):
«…Что ныне совершается? Рождается будущая Богородица. А так как все в мире творится по воле и силою Божией, то и нынешнее рождение — Его дело. Но Рож¬дество Сего Младенца имеет чрезвычайное назначение; а посему и участие Божией силы здесь чрезвычай¬ное: Бог Сам, — то есть особою благодатию, данною бесплодным родителям,— творит им необыкновенную Дочь.
Но не в этом даже величие Божие, ибо творить чудеса Господу Творцу совершенно легко: Он и весь мир вызвал из небытия. Нет, ныне поражает иное — не величие силы, а безмерность уничижения.
Вчувствуемся в то, что мудро говорит Церковь: Бог… Премирный… Превысочайший… Непостижимый… Дух… Живущий в Своем неприступном свете. «Почивающий» на небесных силах — архангелах и ангелах…
Вообще — Бытие высшее всего высшего! И Он — Превысочайший — ныне «готовится» «переселиться» с неба на землю… Благоволил воплотиться... Зрак раба принять ( Зрак — вид, наружность; зрак раба — немощное состояние человеческой природы. — Авт. )… А далее — и страдать.
Но это еще всё — далее, а начало: «оставить» небо. Умалиться… Унизиться… «Бог обнищевает»… Конеч¬но, это — образные выражения.
И вот Он заранее готовит Себе путь, способ умале¬ния, место обитания, «престол воплощения. Или, как говорит паримия, Премудрость готовит Себе новый «дом» — Пречистую Деву.»
Митрополит Антоний Сурожский:
«В Своем Евангелии Господь и Бог наш говорит: Когда наступает время младенцу родиться, то бывает скорбь: когда же родится – пребывает одна радость, ибо новая жизнь вошла в мир… И когда рождается ребенок, окружающие дивятся: какова будет судьба этого младенца? Рождение младенца – только первый день его; какова будет долгая чреда дней, составляющих человеческую жизнь? И каков будет последний день, который подведет итог всему, что было жизнью этого человека?
Сегодня мы празднуем рождение Божией Матери, и наша мысль обращена к Ней. Она родилась – снова, как говорит Евангелие, – не от хотения плоти и не от хотения мужа; Она родилась от Бога. Она родилась как последнее, заключительное звено длинной цепи людей, мужчин и женщин, которые на протяжении всей человеческой истории боролись: они боролись за чистоту, боролись за веру и полноту, боролись за цельность, боролись, дабы на первом месте в их жизни был Бог, и они поклонились бы Ему в истине и послужили Ему со всей верностью. В этом длинном ряду людей были и грешники, в жизни которых, может быть, была только одна черта, искупающая их существование; были в нем и святые, в чьей жизни едва сыщется какой недостаток. Но всем им приходилось бороться, и у всех них одна черта была общей: они боролись во имя Божие – против самих себя, не против других – для того, чтобы восторжествовал Бог. И постепенно, из столетия в столетие, они подготовили Наследницу своего рода, Которая должна была родиться, как и всякий младенец, в ряду добра и зла, греха и святости, но была бы таким ребенком, который изберет добро с самого начала и будет жить в чистоте и во всецелой верности своему человеческому величию…
Сегодня родилась Божия Матерь; сегодня начинается преодоление того разделения, которое существовало между Богом и человеком с момента падения; родилась Та, Которая станет Мостом между Небом и землей; Та, Которая станет Дверью Воплощения, дверью, раскрывающейся на Небо. Будем радоваться сегодня, ибо начало спасения пришло; станем думать о Ней с лаской, дивиться на Нее и просить Ее научить нас – может быть, не уподобиться Ей, потому что большинство из нас не может на это надеяться, но – любить Ее с благоговением, поклоняться Ей так, чтобы стать достойными быть одного с Ней рода: рода человеческого, от которого родился Бог, потому что Она явила такую совершенную верность. Аминь».
Священник Михаил Немнонов:
«Если бы не было Той, Которую Бог избрал, чтобы через Нее стать Человеком, не совершилось бы и наше спасение.
Есть такие слова в одной из стихир Рождества Христова о том, что весь тварный мир приносит дары Христу Родившемуся: небо — звезду, земля – вертеп, мы же – матерь Деву. Божия Матерь – дар Богу от рода человеческого, с той оговоркой, что все, что мы можем Богу принести, мы должны сначала принять от Него и сохранить. Она родилась лишь потому, что нашлись на этой земле люди, которые любили Бога всем сердцем, всею душой, всеми силами и всем помышлением.
Как солнце начинает светить еще прежде своего восхода, так и Христос просвещал души ищущих Бога еще до Своего Воплощения. Мир, лежавший в языческой тьме, оказался готов в Него уверовать. Тем более в народе Израильском зрели плоды, угодные Богу, которые должны были созреть, чтобы дать Ему место в нас действовать.
Святые и праведные Иоаким и Анна были благочестивы и праведны, и эта великая милость от Бога — то, что они стали родителями Божией Матери — потому и была им дана, что они превзошли всех своею праведностью.
Но прежде они перенесли скорбь — до старости они не имели детей, до того возраста, когда при естественном порядке вещей это становится невозможно. В Израиле бездетность считалась особым наказанием Божиим. <…>
Если бы святые и праведные Иоаким и Анна не превзошли всех своим благочестием, то не они были бы избраны, чтобы стать родителями Божией Матери. Если бы они в своем благочестии считали себя лучше других и не смирились, оно было бы неугодно Богу.Если бы они не перенесли свою скорбь, то едва ли пришли бы в такое смирение.
Если бы все свое упование они не возложили на Бога, то и не дали бы Ему места совершить это великое дело.
Так все, что угодно Богу, всегда бывает выстрадано, и полученное от Него в дар нужно умножить и возвратить Ему».
Тропарь Рождества Богородицы, глас 4:
Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
(Рождество Твое Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной: ибо из Тебя воссияло Солнце правды – Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь вечную).
Кондак Рождества Богородицы, глас 4
Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.
(Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева – от смертной гибели святым Твоим Рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей).
Величание Рождества Богородицы
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.
http://www.nsad.ru/articles/rozhdestvo-presvyatoj-bogorodicy-nachalo-vseh-prazdnikov Фреска Рождества Пресвятой Богородицы в церкви Иоакима и Анны в Сербском монастыре Студеница (1304 г.)